Прагматика
До сих пор речь шла об определении языка его абстрактным вычислителем. Прагматика задает конкретизацию абстрактного вычислителя для данной вычислительной системы. Большая часть прагматики размазана по тексту документации о реализации языка (эту часть прагматики программист варьировать не может). Например, прагматическим является замечание, что тип Longint в системе Visual C++ определяется как 32-разрядное двоичное число с фиксированной точкой, занимающее слово памяти.
Та часть прагматики, которую может варьировать программист, требует отдельного синтаксического оформления. В языке Pascal есть так называемые прагматические комментарии, например, {$I+}, {$I-} (включение/выключение контроля ввода-вывода). Многие из таких комментариев практически во всех версиях одни и те же. В самом стандарте языка явно предписана лишь их внешняя форма: {$...}.
Даже если язык ориентирован на реализацию в единственной операционной обстановке (например, это какой-нибудь язык скриптов для микропроцессора, встроенного в собачий ошейник), для понимания сути того, что относится к действиям, а что — к их оптимизации, прагматику нужно выделить хотя бы в документации для программистов.
Принципиально различаются два вида прагматики языка программирования: синтаксическая и семантическая.
Синтаксическая прагматика — это правила сокращения записи, можно сказать, скоропись для данного языка. Пример, который можно рассматривать как синтаксическую прагматику — команды увеличения и уменьшения на единицу. В С/С++ они представлены операторами
<переменная>++; или ++<переменная>;
и
<переменная>--; или --<переменная>;
В С/С++ команды такого рода следует относить к модели вычислений языка, так как для нее постулируется, что язык является машинно-ориентированным и отражает особенности архитектуры вычислительного оборудования, а команды увеличения и уменьшения на единицу предоставляются программисту на уровне оборудования достаточно часто.
В Turbo Pascal и Object Pascal эти команды выражены следующим образом:
Inc (<переменная>)
и
Dec (<переменная>)
соответственно. Если рассматривать Turbo Pascal как правильное расширение стандартного языка Pascal, не содержащего обсуждаемые команды, то эти команды — просто подсказка транслятору, как надо программировать данное вычисление. Следовательно, указанные операторы для данного языка можно относить к прагматике 5).
Другой пример — возможность записи в языке Prolog вместо вызова +(X,Y) выражения X+Y.
Семантическая прагматика — это определение того, что в описании языка оставлено на усмотрение реализации или предписывается в качестве вариантов вычислений.
Например, стандарт языка Pascal утверждает, что при использовании переменной с индексом на уровне вычислений контролируется выход индекса за диапазон допустимых значений. Однако в объектном коде постоянные проверки этого свойства могут показаться накладными и избыточными (например, когда программа написана настолько хорошо, что можно гарантировать соответствующие значения индексов). Стандарт языка для таких случаев предусматривает сокращенный, т. е. без проверок, режим вычислений. Выбор режимов управляется пользователем с помощью прагматических указаний для транслятора, выражаемых в конкретном синтаксисе как прагматические комментарии {$R+} и {$R-}6).
Разработчики системы программирования должны прилагать специальные усилия, чтобы обеспечить явное выделение прагматического уровня. Без этого может сложиться превратное представление как о предлагаемой модели вычислений, так и о ее реализации. Вдобавок, резко ограничиваются возможности программиста в применении методов абстрагирования. Проиллюстрируем это.
Пример 4.4.1. Стандарт языка С предписывает, что системы программирования на нем должны предусматривать специальный инструмент для обработки программных текстов, который называется препроцессором. Препроцессор делает массу полезных преобразований. Как уже упоминалось, он берет на себя решение задачи подключения к программе внешних (библиотечных) файлов, с его помощью можно скрывать утомительные детали программирования, достигать ряда нужных эффектов, не предусмотренных в основных средствах языка (например, именованные константы).
Постулируется, что программа на языке С есть то, что получается после работы препроцессора с текстом (разумеется, если результат такой работы окажется корректным). Следовательно, использование препроцессора — синтаксическая прагматика языка. Но это противоречит практике работы программиста: он просто не в состоянии написать содержательную программу, которая может быть оттранслирована без использования препроцессора. Работа препроцессора не очень затрудняет понимание получившейся программы, если при программировании на С ограничиваются употреблением препроцессорных команд подключения файлов определений и определения констант. Но когда применяются, к примеру, условные препроцессорные конструкции, возможно появление программ-химер, зрительно воспринимаемый текст которых дезинформирует относительно их реальной структуры.
Пусть написано
if (x > 0) Firstmacro else PerformAction;
Кажется, что действие выполняется, если x 0, но первый макрос раскрывается как
PrepareAction; if (x <= 0) CancelAction
Даже автор данной программы через некоторое время не поймет, почему же она так себя ведет.
Как это ни странно, подобные построения используются в практике программирования на С: они применяются, чтобы в одном тексте задать несколько вариантов выполняемых программ, которые разграничиваются при работе препроцессора, т. е. до выполнения.
Наложение команд препроцессора на текст программы — это смешение двух моделей вычислений: одна из них — модель базового языка С, другая — модель препроцессора7). В результате программист при составлении и изучении программ вынужден думать на двух уровнях сразу, а это трудно и провоцирует ошибки.
Разработчики С и С++ с самого начала не задумывались о соблюдении концептуальной целостности. Это приводило к тому, что при развитии языка он становился все более эклектичным.
Во многих языках, в частности в Object Pascal, для подобных целей используется более концептуально подходящее средство, так называемая условная компиляция. Суть его в том, что программисту дана возможность указать, что некоторый фрагмент компилируется, если при компиляции задан соответствующий параметр, и не компилируется в противном случае.
При этом оказывается исключенной ситуация, приведенная в предыдущем примере, поскольку чаще всего способ задания фрагмента привязан к синтаксическим конструкциям языка (т. е. условную компиляцию можно задавать не для произвольных фрагментов, а лишь для тех, которые являются языковыми конструкциями). При условной компиляции проверяется корректность синтаксиса и, что не менее существенно, зримый образ программы явно отражает ее вариантность (именно это свойство нарушено в примере 4.4.1).
Даже концептуально целостные системы в результате развития часто сползают к эклектичности. В этой связи поучительно обсудить развитие языка Pascal линии Turbo.
Модель вычислений стандартного языка Pascal изначально была довольно целостна, поскольку в ней четко проводились несколько хорошо согласованных базовых идей и не было ничего лишнего. Но она не во всем удовлетворяла практических программистов. В языке Pascal, в частности, не было модульности, и требовалась значительно более глубокая проработка прагматики, что стало стимулом для развития языка, на которое повлияла конкретная реализация: последовательность версий Turbo Pascal. Разработчики данной линии смогли сохранить стиль исходного языка вплоть до версии 7, несмотря на значительные расширения. В этом им помогло появление нового языка Modula, построенного как развитие языка Pascal в направлении модульности. Идея модульности и многие конкретные черты ее реализации, созданные в Modula, были добавлены к языку Pascal.
Далее пришел черед модных средств ООП, которые также были интегрированы в язык с минимальным ущербом для его концептуальной целостности.
Таким образом, создатели линии Turbo Pascal успешно решили трудную задачу расширения языка при сохранении концептуального единства и отделения прагматики от развивающейся модели вычислений.
Однако со столь трудной проблемой не удалось справиться тем же разработчикам, когда они взялись за конструирование принципиально новой системы программирования Delphi и ее языка Object Pascal. Одним из многих отрицательных следствий явилась принципиальная неотделимость языка от системы программирования.А далее история Delphi с точностью до деталей повторяет то, что было с языком С/С++. В последовавших версиях системы, вынужденных поддерживать преемственность, все более переплетаются модель вычислений и прагматика. Заметим, что "прагматизм" не принес никакого прагматического выигрыша: все равно Delphi плохо поддерживает современные системы middleware, ориентированные на C++ и Java.
Внимание!
Есть большая опасность, связанная с добавлением новых возможностей к хорошей системе без глубокой концептуальной проработки. Сплошь и рядом то, что хорошо работало раньше, после таких модификаций перестает устойчиво работать.