До сих пор речь шла об определении языка его абстрактным вычислителем. Прагматика задает конкретизацию абстрактного вычислителя для данной вычислительной системы. Большая часть прагматики размазана по тексту документации о реализации языка (эту часть прагматики программист варьировать не может). Например, прагматическим является замечание, что тип Longint в системе Visual C++ определяется как 32-разрядное двоичное число с фиксированной точкой, занимающее слово памяти.
Та часть прагматики, которую может варьировать программист, требует отдельного синтаксического оформления. В языке Pascal есть так называемые прагматические комментарии, например, {$I+}, {$I-} (включение/выключение контроля ввода-вывода). Многие из таких комментариев практически во всех версиях одни и те же. В самом стандарте языка явно предписана лишь их внешняя форма: {$...}.
Даже если язык ориентирован на реализацию в единственной операционной обстановке (например, это какой-нибудь язык скриптов для микропроцессора, встроенного в собачий ошейник), для понимания сути того, что относится к действиям, а что — к их оптимизации, прагматику нужно выделить хотя бы в документации для программистов.
Принципиально различаются два вида прагматики языка программирования: синтаксическая и семантическая.
Синтаксическая прагматика — это правила сокращения записи, можно сказать, скоропись для данного языка. Пример, который можно рассматривать как синтаксическую прагматику — команды увеличения и уменьшения на единицу. В С/С++ они представлены операторами
<переменная>++; или ++<переменная>;
и
<переменная>--; или --<переменная>;
В С/С++ команды такого рода следует относить к модели вычислений языка, так как для нее постулируется, что язык является машинно-ориентированным и отражает особенности архитектуры вычислительного оборудования, а команды увеличения и уменьшения на единицу предоставляются программисту на уровне оборудования достаточно часто.
В Turbo Pascal и Object Pascal эти команды выражены следующим образом: