Стили и методы программирования

         

и самая разработанная часть описания


Синтаксис — самая простая и самая разработанная часть описания алгоритмического языка.
Грамматика определяется системой синтаксических правил (чаще всего в описаниях языков называемых просто правилами). На уровне грамматики определяются понятия, последовательное раскрытие которых, называемое выводом, в конце концов дает их представление в виде последовательностей символов. Символы называются также терминальными понятиями, а все остальные понятия нетерминальными. Понятия бывают смысловые, т. е. языковые конструкции, для которых определено то или иное действие абстрактного вычислителя, и вспомогательные, нужные лишь для построения текста, но самостоятельного смысла не имеющие. Минимальные смысловые понятия соответствуют лексемам. Некоторые понятия вводятся лишь для того, чтобы сделать текст читаемым для человека. Минимальные из них (они подобны знакам пунктуации) естественно считать вспомогательными лексемами.
Но даже задача полного описания синтаксиса достаточно сложна и требует выделения подзадач.
Синтаксис принято разделять на две части:
  • контекстно-свободную грамматику (КС-грамматику) языка;
  • правила задания контекстных зависимостей (например, соответствия между описаниями и именами).

Понятие контекстно-свободной грамматики стало первым строгим понятием в описаниях практических алгоритмических языков. За понятием КС-грамматики при внешней его простоте стоит достаточно серьезная теория. Эта грамматика представляется во многих формах (синтаксические диаграммы, металингвистические формулы Бэкуса-Наура либо расширенные металингвистические формулы) и, как правило, сопровождает систематизированное изложение конкретного языка. Каждое такое конкретное представление КС-грамматики достаточно просто, и может быть изучено по любому учебнику программирования.
Содержательно можно охарактеризовать КС-грамматику языка как ту часть его синтаксиса, которая игнорирует вопросы, связанные с зависимостью интерпретации лексем от описаний имен в программе.
Контекстные зависимости сужают множество правильных программ.
Например, правило " все идентификаторы должны иметь описания в программе" указывает на то, что программа с неописанными именами не принадлежит данному языку (хотя она и допустима с точки зрения контекстно-свободного синтаксиса).
Неоднократные попытки формально описывать контекстные зависимости при определении языков показали, что эта задача гораздо более сложная, чем задание контекстно-свободного синтаксиса. Вдобавок ко всему, даже такие естественные правила, как только что представленное, при формальном описании становятся громоздкими и весьма трудными для понимания человека. По этой причине в руководствах редко прибегают к формализации описаний контекстных зависимостей (одним из немногих исключений является Алгол 68).
Пример 4.2.1. Требование о том, что каждое имя должно быть описано (в частности, в языках Pascal и C), конкретизируется в следующей форме.
  • Для каждого имени должно быть описание, в котором оно встречается.
  • Это описание должно стоять либо в данном, либо в охватывающем его блоке и предшествовать в тексте программы использованию данного имени.
  • Два описания одного и того же имени в одном и том же блоке не считаются ошибкой лишь в том случае, если первое из них является предварительным упоминанием, а второе — полноценным описанием.
  • Если есть несколько описаний одного и того же имени в разных блоках, действующим считается то из них, которое стоит в самом внутреннем блоке.
  • Если действующее описание определяет имя как глобальное, то оно не должно противоречить никакому другому глобальному описанию того же имени, встречающемуся в других блоках программы.

Такая совокупность требований достаточна для того, чтобы человек мог проверить по тексту программы, как в данном месте понимается данное имя3).
В практических описаниях языков и в курсах программирования обычно довольствуются неформальным, но достаточно точным описанием контекстных зависимостей. Приведем пример такого описания.

Содержание раздела