Проектирования больше нет

         

Основополагающие практики ХР


В методологии XP имеется много спорных моментов. Одним из ключевых таких моментов является то, что она базируется на эволюционном, а не предварительном проектировании. А как мы уже выяснили, использование эволюционного проектирования не может привести ни к чему хорошему из-за обилия сиюминутных проектировочных решений и энтропии программного продукта.

В основе этого утверждения лежит кривая стоимости изменений в программном продукте. Согласно этой кривой, по мере развития проекта стоимость внесения изменений экспоненциально возрастает. Как правило, в ней используются понятия "фазы развития проекта" (как говорится, "изменение, которое на стадии анализа стоит 1 доллар, после поставки системы будет стоить многие тысячи"). В этом есть некая доля иронии, поскольку в большинстве проектов процесс разработки вообще не определен, и там просто нет стадии анализа, а экспоненциальная зависимость остается в силе. Получается, что если экспоненциальная кривая верна, то эволюционное проектирование вообще нельзя использовать в работе. Отсюда же следует, что нельзя делать ошибки в предварительном проектировании - затраты на их исправление будут определяться все той же зависимостью.

В основе XP лежит предположение, что эту кривую можно сгладить до такой степени, чтобы можно было применять эволюционное проектирование. Такое сглаживание, с одной стороны, возникает при использовании методологии XP, а с другой, оно же в ней и используется. Это еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь между практиками ХР: нельзя использовать те части методологии, которые предполагают существование сглаживания, не используя те практики, которые это сглаживание осуществляют. Именно это является основным предметом споров вокруг XP. Многие начинают критиковать использование, не разобравшись в том, как его нужно достигать с помощью осуществления. Зачастую тому виной собственный опыт критикующего, который упустил в разработках те практики, которые позволяют осуществлять другие. В результате, раз обжегшись, такие люди при упоминании об ХР и на воду дуют.


У практик, с помощью которых осуществляется сглаживание, есть множество составляющих. В основе всех их лежит Тестирование и Непрерывная интеграция. Именно надежность кода, которую обеспечивает тестирование, делает возможным все остальное в этой методологии. Непрерывная интеграция необходима для синхронной работы всех разработчиков, так чтобы любой человек мог вносить в систему свои изменения и не беспокоиться об интеграции с остальными членами команды. Взятые вместе, эти две практики могут оказывать существенное влияние на кривую стоимости изменений в программном продукте. Я получил еще одно подтверждение этому в компании "ThoughtWorks". Даже применение всего двух практик, тестирования и непрерывной интеграции, существенно сказалось на результатах. Можно даже усомниться, действительно ли нужно (как это принято считать в ХР) следовать всем практикам, чтобы получить заметный результат.

Подобный эффект имеет и рефакторинг. Те, кто делают рефакторинг в той строгой манере, что принята в ХР, отмечают значительное повышение его эффективности по сравнению с более бессистемной реструктуризацией. Именно это я и ощутил, когда Кент наконец-то научил меня, как правильно делать рефакторинг. В конце концов, это так меня впечатлило, что я даже написал об этом целую книгу.

Джим Хайсмит (Jim Highsmith) в своем великолепном изложении методологии XP использует аналогию с обычными весами. На одной чаше лежит предварительное проектирование, на другой - рефакторинг. В более традиционных подходах к разработке ПО перевешивает предварительное проектирование, так как предполагается, что передумать вы не можете. Если же стоимость изменений снизится, то часть проектирования можно делать и на более поздних стадиях работы, в виде рефакторинга. Это вовсе не означает отказа от предварительного проектирования. Однако теперь можно говорить о существовании баланса между двумя подходами к проектированию, из которых можно выбрать наиболее подходящий. Что касается меня, то иногда мне кажется, что до знакомства с рефакторингом я работал, как однорукий калека.

Все эти основополагающие практики (непрерывная интеграция, тестирование и рефакторинг) создают новую среду, в которой эволюционное проектирование выглядит вполне убедительно. Впрочем, мы еще не выяснили, где же у этих весов точка равновесия. Лично я уверен, что не смотря на поверхностное впечатление, методология ХР - это не просто тестирование, кодирование и рефакторинг. В ней найдется место и для предварительного проектирования. Частично оно производится еще до написания первой строчки кода, но большая его часть приходится на то время, которое предшествует реализации конкретной задачи в течение итерации. Впрочем, такая ситуация представляет собой новое соотношение сил между предварительным проектированием и рефакторингом.


Содержание раздела